Вы можете настроить код формы, которая вызывается при оформлении заказа
Выбор и покупка мундштука для каждого начинающего саксофониста является одной из самых сложных, а порой и самых неразрешимых задач. И происходит это, как правило, из-за отсутствия опыта, практики и понимания критериев, по которым нужно мундштук подбирать, выбирать и покупать. Сегодня я расскажу, как это происходит в магазине, когда выбор огромен, но от этого не становится легче. Здесь не помогут советы на форумах, а поможет чёткое понимание соотношение ТРОСТЬ-МУНДШТУК, как по номеру мундштука и трости, так и по цене. Ответ на эти вопросы для вас впереди, исходя из принципа — «цена-качество».
Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.
Что такое «свой» мундштук для профессионалов
Вообще, тема мундштуков для каждого духовика интересна, злободневна и нескончаема. Но всё это до той поры, пока ты не купил «свой», в нашем случае мундштук для саксофона. С этого вопроса, как правило, начинается общение между музыкантами. Ведь всегда слышно звук саксофониста. И если с саксофоном всё ясно, практически, сразу, то мундштуков такое множество, что удержаться от вопроса: «Какой у тебя мундштук?» не может ни один саксофонист. Я ещё не видел ни одного мастер – класса, на котором бы об этом не зашла речь. Но всё это касается профессиональных исполнителей, а сегодня мы говорим о новичках и их проблемах в этой области. У меня уже был пост по выбору мундштука и посвящён он в основном проблеме соответствия номера трости и мундштука.
Давайте я попробую сразу расставить все точки над i и развеять несколько мифов относительно того, какой мундштук для саксофона купить новичку. Для начала давайте разберёмся, что такое «свой» мундштук для профессионала и «свой» мундштук для новичка. Мундштук для профессионала – это «наше всё». У всех по-разному, но точно могу сказать, что у саксофонистов – это процесс ни одного года, и ни одного мундштука. Ситуации бывают разные, но профессионал, спокойно положив в карман «свой» мундштук, возьмёт любой саксофон и будет работать, заниматься или репетировать в составе. Инструмент может быть не стройный, не удобный и корявый, но если он кроет, то профессиональный музыкант будет звучать, а звук и все проблемы с ним – это дело времени. Саксофонист будет чувствовать себя, более — менее, комфортно и уверенно. Я подчёркиваю, что это внештатные ситуации. Для саксофониста вопрос мундштука – это тот же вопрос комфортности, звукоизвлечения, стремления к определённому звуку, но уже на более тонком и высоком уровне. Чтобы это понять, новичку надо представить процесс обучения профессионала – муз. школа, муз. училище, консерватория. И на протяжении всего времени – специальность, ансамбли, оркестры, работа, тех. зачёты, концерты, экзамены, плюс самостоятельные занятия. И всё это время – это общение с мундштуком. Теперь надеюсь, вы понимаете, что все рекламные ролики в интернете по поводу мундштуков – это не для новичков, а для профессионалов. Мой совет – чем часами сидеть за такими просмотрами, лучше подуйте длинные ноты в свой мундштук, пользы больше будет. Что такое «свой» мундштук для меня я объясняю просто: совсем неважно, за сколько я его купил, но если сегодня мне предложат за него 1000 долларов, то я его не продам. А завтра предложат 2000 долларов – всё равно не продам. О том, как я менял и искал этот мундштук, расскажу обязательно в другом посту.
Что такое «свой» мундштук для новичков
Для новичков ситуация другая. Во-первых, менять или покупать мундштуки надо, хотя бы, после двух месяцев занятий, если, конечно, хоть как-то и что-то играется. Почему? Надо, чтобы амбушюр был в порядке, а дыхание работало как часы. Во-вторых: мундштук для саксофона, который вы хотите купить, обязательно надо пробовать. В-третьих: дорого — это не всегда «ваш» мундштук. В силу физиологии каждого, самый недорогой мундштук, легко может стать для вас именно тем, что вас устроит (и об этом чуть позже). В-четвёртых (ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО): новый мундштук по комфортности звукоизвлечения звуков верхнего и нижнего регистра должен быть ЛУЧШЕ ПРЕДЫДУЩЕГО, а не дороже, новее, отливать золотом и серебром. И эту комфортность вы сразу почувствуете, если она есть. Если вы этого сами не чувствуете, то никакие заверения продавца не сработают, пусть даже он его продемонстрирует сам (скорее всего это будет профессионал). ТОЛЬКО ПРОБОВАТЬ и не полторы ноты, а минут тридцать. А если времени мало, то можете просто взять крайние ноты в нижнем и в верхнем регистре, которые у вас берутся, и вам всё станет ясно. В процессе выбора обязательно подуйте длинные ноты. Бывает так, что ноты берутся легко, а дальше срываются. В общем, не торопитесь. Вы же не кило огурцов покупаете, и разочарование будет потом, если не поиграете на нём сразу. О том, как мы это делали с учениками, вы скоро узнаете.
Долой форумы и прочие советы дилетантов
Новички, в большинстве своём, ищут ответы на вопросы по выбору мундштука для саксофона в интернете, форумах. Вернее сказать, их ищут самоучки и сами же они на этих форумах сидят, и сами же друг другу дают советы по типу: у меня мундштук такой…, берите — не пожалеете. Натыкается на такого же дилетанта, и понеслось… Доходит до оскорблений и т.д. Профессионалы на таких форумах не сидят и советы не дают не потому, что не знают, как подобрать, а именно от того, что в курсе дела и люди эти, как правило, образованные и культурные. Ни один из них никогда не скажет: «Покупайте такой мундштук, как у меня, он хороший». Поэтому, друзья, не тратьте время и не забивайте голову чужими советами людей, которые порой в этом разбираются не больше вашего. Советы педагога или знакомого саксофониста — совсем другое дело.
Но есть ведь ещё и ролики
Здесь надо быть не менее внимательными, чем на форумах и всегда задавать себе простой вопрос: «Как это всё поможет мне на практике? Какая польза мне от этого просмотра для занятий». Некоторые просмотры роликов в ютубе, порой не дают никакой пользы. Например, о том, что мундштуки бывают металлические и эбонитовые, вы и так знаете, а в ролике человек порой рассказывает об этом полчаса. Вы смотрите ролик и ждёте полезного совета, а через 15 мин. вы понимаете, что это был просто просмотр для канала, а для вас это потерянное время. Пока мундштук не попробуешь – не узнаешь, как, впрочем, и многие вещи в этой жизни. Но главное, о чём вы должны помнить – разговор для новичка о мундштуках начинается с того момента, когда поставлено дыхание и амбушюр натренирован. Если у вас этих двух пунктов нет, то вас не спасёт никакой мундштук, хоть за 10 тыс. долларов. И это ещё один миф, на который ведутся новички. К примеру, у всех моих учеников самые заурядные мундштуки, но за счёт дыхания и амбушюра, яркий и уверенный звук, который на данном этапе устраивает и меня и слушателей. Были два ученика, которым мы поменяли мундштуки, т.к. настал момент, что звук перестал устраивать и меня и учеников. Я этот момент предвидел, нетерпеливо ждал, когда два пункта, о которых я говорил выше, будут выполнены.
Процесс выбора и покупки с учениками
С чего всё начинается у новичков? Есть какой-то штатный мундштук с саксофоном. Есть у меня пара мундштуков, которые я даю попробовать, если есть изначально проблемы со звуком. Но первые 2-3 недели мы этим особо не заморачиваемся, пока учится аппликатура, ставится дыхание, пальцы и т.д. (говорю о совсем нулевых учениках, которые не знают нот, и не держали саксофон в руках). Через месяц, когда всё более — менее выравнивается, и приходит время что-то играть, то видно, что мундштук становится камнем преткновения. У всех по — разному, но расскажу лишь о двух моих учениках. Два из них, Дмитрий и Николай, занимались интенсивно и увлечённо – дули чуть не каждый день. В принципе, у них был звук на твёрдую четвёрку. Но при этом я видел, что даётся им всё это немного трудновато. И вот мы в магазине с Дмитрием. За ценой он не стоял, поэтому берём десяток мундштуков, в пределах 5-15 тысяч рублей. Сначала пробую я, дую, вычисляю тембр и звучание в разных регистрах, потом играет Дмитрий, и говорит о своих ощущениях. Я уже знаю, какой бы выбрал мундштук себе, но не говорю ученику какой. Из пяти мундштуков Дмитрий выбрал один, причём не тот, который устроил меня – И ЭТО НОРМАЛЬНО. Отложили. Пробуем следующие пять, соответственно цена их уже перешла за 10000 рублей. Я для себя отметил два, один из которых понравился ученику. Тут мы делаем перерыв и пробуем опять: тот первый и эти два. И окончательно
Дима заявляет: «Вот этот берём». Но это ещё не всё. Чтобы почувствовать разницу, я прошу его взять свой старый мундштук, и окончательно всё становится ясно. А для подтверждения берём с витрины один из дорогих, за 35000 рублей и пробуем. У Дмитрия он не звучит, на что он говорит следующее: «А что такие деньги – то просят?» Мой ответ на этот вопрос такой же простой: «Он всё – равно кому – то подойдёт и кого – то устроит». Но это уже не про нас. Мы своё нашли и после полутора часов исканий счастливый ученик покидает магазин. Дальше я говорю Дмитрию, чтобы он всю следующую неделю, занимался каждый день и подольше, чтобы в случае чего, можно было вернуть мундштук в магазин. Через три дня приходит он на занятия и всё становится ясно. Всё звучит и играется, лучше и легче, чем на старом.
Второй поход в магазин шёл, примерно, по такой же схеме
С той разницей, что финансы были в пределах 10 тыс. рублей. Все те же 5-7 мундштуков пробовали и ничего лучше прежнего не нашли. Уже собрались уходить и я, вдруг, увидел на витрине мундштук за 2.5 тыс. рублей. Говорю ученику: «Давай этот попробуем, а вдруг…» И вот оно чудо, я начинаю дуть и сразу понимаю, что вот он. Тембр плотный, а звук широкий. Скорее всего, материал отличный (эбонитовый мундштук). Пробует Николай и сам не верит – однозначно звучит легче и лучше старого. Он, кстати, играет на нём «All Of Me» на видео. И этот пример лишний раз подтверждает, что ценность мундштука измеряется ни рублями, а тем, насколько он подходит вам.
Ошибки и иллюзии новичков при выборе мундштука
Среди начинающих, в силу неопытности, закрепилось ошибочное мнение о том, что смена мундштука – гарантия хорошего звука и решение проблем со звукоизвлечением. Вот вам простой пример. Все, кто начинал играть на саксофоне, так же как и вы, без исключения, прошли через трудности со звукоизвлечением. Исключений нет – это было у меня и у всех профессиональных музыкантов, включая звёзд (о своих проблемах со звуком, не стесняясь, рассказал на своём мастер – классе Билл Эванс). Так что вы не одиноки. Вы, естественно, хотите решить эту проблему просто и быстро, спрашивая в интернете или общаясь с саксофонистами. Скорее всего, совет по звукоизвлечению самый распространённый: «Поменяйте мундштук». И в этом ответе и есть главная ошибка. Не скажу, что в этом ответе, есть доля правды, но только доля. Конечно, должно быть соответствие номера мундштука, трости и вашей физиологии. Скорее всего, это уже у вас есть, ибо без этого вы бы совсем не смогли играть. Но никакой мундштук (включая самый дорогой, платиновый, золотой, с порожками, без порожков) не решит ваши проблемы с дыханием и амбушюром. Не поможет, даже не мечтайте. Это иллюзия. Кстати, отсутствие умения обращаться с дыханием и амбушюром, всегда слышно по игре, даже у профессионалов. Этим и отличаются духовые инструменты от других. Название даже происходит от слова «дыхание», а не от слова «дух». Ничто так не передаёт дыхание человека, как саксофон, тромбон, труба и т.д. В этом и есть одно из преимуществ, но одновременно и сложность, красота и непомерный труд над звуком. Попробуйте на фортепиано сделать вибрато или на скрипке субтон.
Подведём итог
Мундштук для саксофона – это не пальто или машина, ни кроссовки и не телефон, о которых можно прочитать отзыв, и на основе этого уверенно купить. Первое – покупать мундштук для саксофона по советам и вслепую, не попробовав нельзя. Второе – как же быть новичкам, если нет магазина с обилием выбора. Ищите возможность попробовать мундштук у других саксофонистов, или таких же новичков как вы. Как правило, никто не отказывает. Таким случайным образом, кстати, я приобрёл последний мундштук (смотрите видео). Третье – не гонитесь за ценой, всё относительно и имеет свои критерии и рамки, о которых хорошо известно профессионалам и педагогам. А к теме мундштуков я ещё вернусь, когда дойдём до темы ЗВУК.
авторизуйтесь